Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Зарядное устройство для аккумулятора — устройство

Зарядное устройство для аккумулятора — устройство

Сегодня, чтобы немного углубиться в технический аспект моего блога, я рассмотрю такую интересную и часто обсуждаемую в мире автомобильных аккумуляторов тему, как зарядное устройство для аккумулятора, устройство.

Буквально, на днях, я перелистывал очередной интересный труд по теме аккумуляторов и всего, что с ними связано и нашел очень подходящую выдержку, коей и хотел бы с вами поделиться. Подробнее, об авторе и заметке в целом читайте далее.

Общие принципы построения зарядных устройств аккумулятора

Если рассматривать зарядные устройства, не учитывая типа аккумуляторов или аккумуляторных батарей, для заряда которых они предназначены, для них можно сформировать общие требования:

- Источник питания зарядного устройства должен обеспечивать достаточные выходные напряжение и ток;

- Зарядное устройство должно обеспечивать ручную установку или автоматическую регулировку напряжения и тока заряда; для некоторых типов аккумуляторов их значения должны быть стабилизированы в пределах допусков;

- Автоматические зарядные устройства должны иметь основную и дублирующие схемы отключения батареи по окончании заряда;

- Должны быть предусмотрены устройства защиты от короткого замыкания, перегрева аккумуляторной батареи.

Построение схемы простейшего зарядного устройства зависит от принципов заряда, которых, в общем, два: ограничение тока заряда и ограничение напряжения заряда. Принцип заряда с ограничением его тока применяется при заряде никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторов, а принцип с ограничением напряжения заряда — при заряде свинцово-кислотных и литий-ионных аккумуляторов.

Простое устройство заряда никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторов

На рисунке справа (нажмите на изображение для увеличения), изображена схема простейшего устройства для заряда никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторов. Оно состоит из источника питания, например, сетевого и реостата, при помощи которого выставляется начальный ток заряда.

Выходное напряжение источника должно превышать на несколько вольт напряжение аккумуляторной батареи, а допустимый ток нагрузки должен быть не менее начального тока заряда. Таймер в этой схеме является вспомогательным устройством, предназначенным для прекращения заряда по истечению заданного времени (в среднем, от 6 до 8 часов). Ток заряда выбирают равным C/10 для герметичных аккумуляторов, а для аккумуляторов старых типов с жидким щелочным электролитом- C/4.

При заряде аккумуляторы можно соединять в батареи последовательно или параллельно. Соответственно в первом случае потребуется источник питания с выходным напряжением, превышающем суммарное напряжение последовательно соединенных аккумуляторов, а во втором случае он должен обеспечивать выходной ток, равный суммарной величине тока заряда каждой ветви. Если производится заряд аккумуляторных батарей разной емкости, аккумуляторы одинаковой емкости должны быть сгруппированы в последовательные цепочки, и для каждой из них необходим свой реостат.

Подробнее, про ёмкость аккумулятора, советы правильной эксплуатации и использования я писал ранее.

Простейшие зарядные устройства свинцово-кислотных аккумуляторных батарей требуют постоянного напряжения заряда. Раньше в качестве зарядных устройств чаще всего использовали сетевые блоки питания, выходное напряжение которых регулировалось ступенчато или плавно. В настоящее время в качестве простых зарядных устройств используют импульсные блоки питания или трансформаторные блоки питания со стабилизацией выходного напряжения.

Развитие электроники, совершенствование элементной базы привели к появлению специализированных микросхем зарядных устройств, способных автоматически обеспечить заряд аккумуляторной батареи по заданному алгоритму и предназначенные для заряда аккумуляторов любого типа. Кроме того, некоторые типы микросхем помимо заряда обеспечивают измерение емкости аккумулятора или аккумуляторной батареи и степени ее разряда.

Содержимое этой заметки было взято и преподнесено из замечательной книги Д.А. Хрусталева — Аккумуляторы, 2003 г.

В следующем посте, я постараюсь описать принципы схемотехнического построения современных зарядных устройств на основе наиболее простых микросхем.


Ваш отзыв